Музей

Администрация района

 

 

Текст выступления депутата Собрания представителей района Хисматова М.М. на зональном семинаре депутатов, сотрудников аппаратов представительных органов муниципальных образований Самарской области в Клявлинском районе 25 апреля 2013 года

Вклад учреждения профессионального образования в развитие села

Стратегия реформирования российского общества, реализация национальных проектов «Развитие АПК», «Образование», «Здравоохранение», «Доступное и комфортное жилье» отвечают социальным ожиданиям и потребностям людей в качественном изменении жизни, в ее обновлении, преодолении многих кризисных явлений и устранении их причин.

Становление России как передовой цивилизованной европейской страны невозможно без развитого аграрного сектора, ведущая роль в создании которого принадлежит нынешним выпускникам сельских школ, профессиональных учебных заведений сельскохозяйственного профиля. А значит, возрастает роль этих учебных заведенийв подъеме экономики и социальном развитии села, в обеспечении психологической, социальной и профессиональной готовности выпускников  к реформированию аграрного сектора и социальной сферы села.

Наше образовательное учреждение находится на северо-востоке области. Обслуживает Камышлинский, Клявлинский, Исаклинский и Северный район Оренбургской области. Районы эти в основном сельскохозяйственные.

     Предназначение нашего ОУ – это подготовка конкурентно-способного, обладающего ключевыми профессиональными компетенциями специалиста, удовлетворяющего потребности рынка труда.

     В настоящее время в училище обучаются 204учащихся,в.т.ч. 20 сирот. По следующим профессиям:

¾   мастер с/х производства;

¾   мастер по техническому  обслуживанию и ремонту МТП;

¾   хозяйка усадьбы;

¾   тракторист-машинист с/х производства;

¾   социальный работник;

¾   автомеханик;

¾   продавец, контролер-кассир;

На хозрасчетной основе:

¾     водитель автомобиля категорий «В»;

¾     социальный работник.

¾     тракторист

 

Общеизвестно: интеллектуальный, экономический, культурный, духовный потенциал российского села XXI века во многом определит нынешняя молодежь. Развитие сельской России зависит от вклада сельской молодежи в модернизацию сельского хозяйства и социальное развитие села.

Сегодня многие исследователи задаются вопросом: почему за годы становления рыночной экономики в сельских регионах России не сформировалась «волна» молодых предпринимателей, способных реально повлиять на развитие многоукладной аграрной экономики и социальной сферы села? Почему в новых экономических условиях молодежь не сумела активно включиться в реформирование общества? Не смогла изменить ситуацию на селе? Более того – стала наименее защищенной и наиболее активно мигрирующей категорией сельских жителей? Да потому, что мало кто заботится о том, чтобы подростки были заинтересованы остаться в родной деревне, а не уехать в город после окончания школы, зачастую с полного согласия родителей.

Никто не отрицает: будущее российского села напрямую зависит от тех целей и ценностей, которыми руководствуется сегодня молодежь. Среди всех категорий сельского населения именно молодежь наиболее восприимчива к новым идеям и новациям и более адаптивна к новым условиям жизни. Ей присущи энергия, энтузиазм, жажда деятельности, мобильность, потребность в самореализации, в целом, – все те качества, которые особенно востребованы современной рыночной экономикой.

    Но прежде чем ожидать от нынешних подростков стремления «поднимать село», надо вложить много сил в их воспитание, образование, здоровье, культурное развитие.

А пока субъектная позиция молодежи в преобразующей деятельности на селе во многом определяется объективными факторами развития конкретного поселения, реальными условиями, в которых ей предстоит жить и работать. Отсюда – поведение молодежи: активное или пассивное, конструктивное или деструктивное.

Очевиден взаимозависимый и взаимообусловленный характер развития производственной и социальной сфер села. Развитие сельского хозяйства возможно, если будут созданы нормальные социальные условия жизни, при которых молодежь будет оставаться на селе. В то же время очевидно и другое: только развитие сельскохозяйственного производства может в ближайшем будущем обеспечить развитие социальной сферы села.

         Наше образовательное учреждение, являясь важным звеном в системе жизнеобеспечения села, формирует интеллектуальный и трудовой потенциал сельского социума. Оно призвано так обучать и воспитывать подростков , чтобы многие из них могли успешно жить и работать на селе.

Социальными партнерами нашего учреждения являются предприятия и организации АПК Камышлинского, Клявлинского, Исаклинского  района, Потребительское общество «Камышлинское»  , ГУ ЦСО граждан пожилого возраста и инвалидов, Центр занятости населения. Отношения с социальными партнерами регламентируются двухсторонними Договорами: «О совместной деятельности  по профессиональной подготовке», «О проведении лабораторно практических занятий, производственного обучения и практики», «О направлении на учебу через ФСЗН», «О прохождении стажировок инженерно педагогическими работниками ГБОУ НПО ПУ №40».

Предметами договоров являются обучение, теоретическая подготовка с одной стороны  и предоставление материально – технической базы, трудоустройство, предоставление техники и технологий с другой.

 В течении учебного года происходит постоянное сотрудничество с работодателями в области организации производственной практики. Используется специализированная техника, оборудование, новые технологии в выращивании с/х культур.

      О потребностях предприятий в кадрах мы узнаем через: взаимодействие со службой занятости, анкетирование, собеседование с руководителями и кадровыми службами предприятий, социологические исследования. Ежегодно Центр занятости населения проводит ярмарки вакансий.

     Для осуществлений взаимодействия с социальными партнерами по вопросу кадрового обеспечения образовательного процесса, в состав Государственных аттестационных комиссий включаются  представители работодателей

Вместе с тем современные профессиональные учебные заведения функционируют, не имея государственного заказа на подготовку учащихся к жизни и труду в агросоциуме. В современном обществе социальный заказ должен формироваться  не только государством, но и обществом: родителями, сельхозпредприятиями, местным сообществом.    

  В связи с нестабильностью экономической ситуации в районе и связанное с этим отсутствие или незначительное количество рабочих мест вызывает определенные проблемы при трудоустройстве выпускников. Многие работодатели предлагают временную или сезонную работу. Кроме того зачастую выпускники из – за неудовлетворительной заработной платы не желают трудоустраиваться, а предпочитают становиться на учет в биржах труда или продолжают учебу в других учебных заведениях.

       В последние десятилетия сильно упал престиж профессий сельского хозяйства. Раньше за образовательными учреждениями были закреплены базовые предприятия, ребята проходили там производственную практику с дальнейшим трудоустройством. Сейчас в целом изменился менталитет сельского человека. Причины: воспитание в семье, в школе. Целью и итогом хорошей учебы является поступление в ВУЗ с дальнейшим трудоустройством в городе.

   Историко-педагогический анализ развития сельской школы России показывает: только социально ориентированная деятельность сельской школы как образовательного звена сельского поселения может создать реальные предпосылки для выполнения социумом социально-экономических, социально-культурных, социально-педагогических функций. Являясь динамичной образовательной структурой сельского поселения, сельская школа потенциально располагает значительными ресурсами для опосредованного решения важнейших социально-экономических, социально-культурных, демографических, социально-педагогических проблем сельского социума, тем самым обеспечивая устойчивое развитие агропромышленного комплекса, социальной сферы села и сельских территорий.

       Следствием социально-экономических преобразований в России конца XX века стало разрушение системы подготовки школьников к сельскохозяйственному труду, которая, несмотря на многочисленные недостатки, обеспечивала получение всеми учащимися определенного уровня сельскохозяйственных знаний и умений. Большинство школ, пользуясь свободой, предоставленной им Законом «Об образовании», полностью исключили из учебных планов подготовку по сельскохозяйственному профилю. В результате, как показало выборочное обследование, более половины старшеклассников сельских школ не владеют даже теми минимальными знаниями по сельскому хозяйству, которые должны быть им известны из личного опыта и школьного курса биологии

Остро стоит проблема закрепления выпускников сельскохозяйственных образовательных учреждений  на работе в сельхозпредприятиях.

      С точки зрения стратегии развития отечественного сельского хозяйства и сельского образования сегодня очевидно: в механизме реализации национальных проектов западает стержневое звено. Это звено – сельская школа, точнее, ориентация ее деятельности на подготовку учащихся к жизни и труду на селе, т.к. ключевым звеном всех реформ в аграрном и социальном секторах страны всегда были и будут квалифицированные специалисты.

      Потенциально только выпускники сельских профессиональных училищ, знающие сельскохозяйственный труд с малых лет и любящие землю, село, могут обеспечить воспроизводство кадров в сельском хозяйстве и социальной сфере села. Подготовку молодежи к труду, особенно к сельскохозяйственному, надо рассматривать как важнейшую межведомственную социально-педагогическую проблему, от решения которой зависит не только продовольственная безопасность России, но и само существование российского села.

Нам необходимо совместно  с работодателями .управлением сельского хозяйства разработать и реализовывать свою стратегию кадровой политики АПК.

        В современных условиях, когда сельскохозяйственные профессии стали не престижны в нашем обществе, в контексте реформирования АПК особенно актуально введение профильного обучения. Сегодняшние сельские школьники – потенциальные абитуриенты сельскохозяйственных вузов,  сельскохозяйственных ПУ. Они – будущее профессиональное сообщество специалистов – аграриев, сельской интеллигенции, трудовых резервов села.

      Сельское образование имеет свою специфику, суть которой заключается в подготовке учащихся к жизни и труду на селе. Наше училище надо  рассматривать  как базовое звено подготовки землепользователей нового поколения, как духовно-нравственный, социокультурный центр сельской жизни, важным компонентом системы непрерывного сельскохозяйственного образования.

      В связи с тем, что в нашем образовательном учреждении отсутствует современная техника и оборудование, возникают определенные трудности в мотивации обучающихся к выбранной профессии. Ежегодно ребята на выпускном курсе проходят стажировку на базе Ресурсных центров в объеме 72 ч, но этот объем часов и однообразность программы не дают возможность иметь допуск для работы на современной , в том числе иностранной технике.

Часть проблемы может решиться после завершения строительства и ввода в действие образовательного комплекса, развития на базе ОУ центра сельхозпроизводства, социокультурной, образовательной, досуговой деятельности

Реальной силой социального развития современного села могут стать только образованные люди, способные эффективно работать в условиях рынка, предприимчивые и инициативные. Подготовить такие кадры – одна из задач нашего учебного заведения.. Укрепив образовательное звено, можно превратить его в фактор социально-психологического, воспитательного воздействия на людей, что будет способствовать коллективному инициативному началу преобразований.

        Кроме того функционирование образовательного  комплекса позволит  обеспечить доступность социальных услуг населению, развитие профессий несельскохозяйственной занятости, таких как социальный педагог, социальный работник, педагог дополнительного образования, швея, мастер по ремонту одежды, парикмахер, , культорганизатор и др.. Образовательное  учреждение, оснащенное компьютерной техникой, имеющее выход в Интернет, может стать базой создания информационно-развивающей среды в сельском социуме. Это направление его деятельности следует рассматривать также как важнейшую составляющую социального развития села

 

    Наше образовательное учреждение является одной из движущих сил, предопределяющих развитие экономики и социальной сферы села, тогда, когда в содержании ее деятельности приоритетными становятся:

 

– воспитание молодежи  в духе социальной ответственности за малую родину, уважения к земле и сельскохозяйственному труду;

 

– формирование жизнеспособной личности на основе общечеловеческих, крестьянских, религиозно-нравственных, демократических ценностей;

 

– вооружение учащихся знаниями, умениями, навыками для жизни в агросоциуме;

 

– подготовка обучающихся к сельскохозяйственному труду в условиях многоукладной экономики;

 

– осуществление профессионально-профильной и предметно-профильной подготовки учащихся-школьников; профессиональной подготовки по рабочим профессиям, востребованным на селе;

 

– формирование у обучающихся мотивации к самореализации в условиях села;

 

– организация социально-педагогической деятельности , подростками, молодежью, семьями в социуме;

 

– предоставление базы для организации досуга молодежи, семьи, взрослого населения.

 

Решить столь сложные задачи училище может при условии интенсификации связи и с производственными, и социокультурными объектами социума.

 

В организации деятельности современного профессионального училища приоритетными будут:

 

– развитие многообразных форм совместной деятельности училища и семьи, училища с сельхозпредприятиями разных форм собственности.

 

– создание на базе училища (в зависимости от его возможностей) различных центров – социокультурного, производственно-трудового, дополнительного образования детей и взрослых, социально-педагогического и др.;

 

– взаимодействие училища с учреждениями дополнительного образования,  учреждениями культуры, физкультуры и спорта.

 

Как показывает практика, сегодня результаты деятельности сельского профессионального училища необходимо рассматривать с позиции педагогических и социальных критериев. Например, к числу социальных критериев профессионального образования на селе отнесем: уровень востребованных в современных условиях сельскохозяйственных знаний, умений и навыков; ценностные ориентации молодых людей, в основе которых – уважение к земле, труду, старшему поколению, семье, семейным традициям, роду, малой родине; получение выпускниками профессий для последующего трудоустройства на селе; выбор учащимися профессий, необходимых селу; выбор выпускниками школ учреждений профессионального образования сельскохозяйственной и другой направленности; умение и стремление организовать личное подсобное хозяйство на основе новых агротехнологий; готовность молодых людей заниматься предпринимательской деятельностью на селе; выбор села как места жительства.

         В связи с этим необходимо:

– разработать  стратегию и механизмы  удовлетворения профессиональных образовательных потребностей молодежи  и взрослых, проживающих на селе, воспитания сельской молодежи в духе социальной ответственности за малую родину, уважения к земле и сельскохозяйственному труду, обеспечения образовательной поддержки инновационных процессов в многоукладной экономике села;

– обоснование стратегии и механизмов обновления содержания  профессионального образования с учетом специфических условий функционирования образовательных учреждений села и комплекса решаемых ими задач;

– обоснование стратегии и механизмов подготовки трудовых ресурсов для агропромышленного комплекса и социальной сферы села в системе  профессионального образования;

– обоснование стратегии и механизмов консолидированной деятельности социальных институтов села, профессиональных сообществ по развитию малого и среднего предпринимательства, физкультуры и спорта, инфраструктуры современного досуга, укреплению сельской семьи, здоровьесбережению сельского населения, развитию кооперативного движения как важнейших условий стабилизации социальной ситуации на селе, закрепления молодежи, решения демографический проблемы.

   Необходима целенаправленная работа всех институтов села по подготовке нового поколения тружеников, способных активно включиться в преобразующую деятельность не только в сельскохозяйственном производстве, но и в сельском социуме в целом.

      Нового качества требуют отношения между сельским училищем  и сельхозпредприятиями разных форм собственности. Восстановление партнерских отношений должно стать важным направлением модернизации как образования, так и аграрного сектора района.

      Целесообразно поднимать авторитет и социальный статус работника сельскохозяйственного труда, культивировать идею о том, что сельскохозяйственные знания по своей значимости, сложности, фундаментальности и энциклопедичности ничуть не уступают знаниям других сфер.

 

30 апреля 2013 г.